3D панорама
виртуального музея Белгородского областного объединения организаций профсоюзов


Профсоюзные санатории «Первое Мая», «Красная поляна» и «Дубравушка» приглашают на отдых и лечение. т.27-45-00

Заседание Белгородской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений


В этом году профсоюзы одиннадцатый раз отмечают Всемирный день действий «За достойный труд!», учреждённый Международной конфедерацией Профсоюзов.

По инициативе областного объединения организаций профсоюзов в Белгороде в Доме профсоюзов прошло заседание областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, приуроченное к этой дате.

В заседании комиссии приняли участие председатели обкомов профсоюзов и координационных советов организаций профсоюзов муниципальных районов и городских округов.

Участники рассмотрели важный для всех сторон социального партнерства вопрос – об определении комплекса мер по последовательному увеличению доли заработной платы в экономике Белгородской области и заключении Соглашения о минимальной заработной платы в регионе.

Заместитель начальника департамента внутренней и кадровой политики области – начальник управления по труду и занятости населения области Сергей Нерубенко в своем выступлении отметил, что благодаря эффективно действующей системы социального партнерства, совместным усилиям профсоюзов, работодателей, администраций муниципальных образований в области на протяжении последних лет сохраняется стабильная положительная динамика по снижению социальной напряженности и повышению уровня оплаты труда, обеспечению своевременной и в полном объеме выплаты заработной платы, созданию новых рабочих мест.

Повышение уровня заработной платы на предприятиях бюджетного и внебюджетного секторов является одним из приоритетных направлений деятельности сторон социального партнерства.

На особом контроле находится исполнение постановления правительства области от 28 мая 2018 года № 162-пп «О мерах по повышению уровня заработной платы в 2018 году», которым предусмотрено доведение средней заработной платы в организациях внебюджетного сектора экономики до уровня не менее 22 тыс. рублей в месяц.

В целях повышения уровня заработной платы на предприятиях бюджетного сектора экономики в области организована работа по исполнению Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части повышения уровня оплаты труда работников бюджетной сферы.

Профсоюзную позицию на заседании представил председатель областного профобъединения Николай Шаталов:

- Цена труда в России существенно занижена, а размер зарплат более половины всех наёмных работников страны не превышает 18-20 тысяч рублей в месяц.

Одним из важнейшей показателей рыночной экономики является доля заработной платы в национальном ВВП. В ведущих индустриальных странах (США, Японии, Германии, Великобритании и др.) эта доля стабильно удерживается на уровне 65 - 72%. У нас же она составляет примерно одну треть. Это объясняют низкой производительностью труда в России. В советский период наша страна традиционно отставала по данному параметру. Сегодня, после ряда экономических реформ, это отставание не только не уменьшилось, но и на 20 - 25% увеличилось, что подчас пытаются использовать для оправдания низкого уровня заработной платы в РФ.

Как показывает статистика, на доходы от трудовой деятельности живут 40% населения области и члены их семей, находящихся на их иждивении, на пенсию - почти пятая часть населения и еще 13% населения получают пособия.

Еще один важный элемент в жизни россиянина: наличие нескольких источников дохода - до четырех и более. Конечно три, четыре источника дохода имеют немногие, но два источника дохода имеет каждый третий житель Белгородской области. На селе - почти каждый второй.

Заработная плата имеет три составные части: вознаграждение за труд, компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты, существенно различающиеся по целевому назначению и правовому механизму их начисления работнику.

Вознаграждение за труд зависит от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.

Компенсационные выплаты устанавливаются за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных – во вредных и (или) опасных условиях труда, в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, другие выплаты компенсационного характера.

Стимулирующие выплаты - это доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты.

Первая часть заработной платы, как нижняя планка вознаграждения за труд, определена Конституцией Российской Федерации (ст. 37, п. 3): «Каждый имеет право на … вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда».

Таким образом, МРОТ является государственной гарантией минимального вознаграждения за труд, без учёта компенсационных, стимулирующих и каких-либо других выплат.

Вторая составная часть заработной платы в виде компенсационных выплат отличается от вознаграждения за труд основанием установления таких выплат работнику. Компенсации выплачиваются за работу в особых, отклоняющихся от нормальных условиях. В отношении этого имеются определения как Верховного, так и Конституционного судов РФ, которыми определена позиция, что данная составляющая заработной платы не может включаться в МРОТ.

Предназначение третьей составной части заработной платы – стимулирующих выплат – состоит в стимулировании или поощрении высокоэффективного труда. Включение этой составляющей в вознаграждение за труд приведет к рискам снижения производительности труда на производстве, что крайне не выгодно работодателю.

Кроме того, есть разница в процедуре установления размеров компенсационных, стимулирующих выплат и минимального размера оплаты труда.

Если нижняя планка вознаграждения за труд (МРОТ) устанавливается федеральным законом, то компенсационные выплаты могут устанавливаться Правительством РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также коллективными договорами и соглашениями. Установление размеров стимулирующих выплат может осуществляться локальными нормативными актами работодателей.

Следовательно, с правовой точки зрения невозможно в минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый специальным федеральным законом, включать разного рода выплаты, по нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации и локальным нормативным актам работодателей.

Трехсторонним соглашением между областным объединением организаций профсоюзов, объединениями работодателей и Правительством Белгородской области на 2017-2019 годы предусмотрен размер минимальной заработной платы на уровне не ниже величины МРОТ. Однако, в соответствии со ст.131.1 Трудового кодекса РФ размер минимальной заработной платы может устанавливаться отдельным региональным соглашением.

Подобные соглашения заключены в большинстве регионов РФ и предусматривают повышенные требования к уровню минимальной заработной платы. При этом, законодательством РФ определен особый порядок присоединения работодателей к таким соглашениям, в том числе с участием государственной инспекции труда, что не предусмотрено для трехсторонних соглашений.

Николай Шаталов предложил членам комиссии рассмотреть и заключить региональное Соглашение о минимальной заработной плате в Белгородской области.

Руководитель регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Белгородской области» Иван Конев отметил:

- В области необходимо проводить работу по увеличению заработной платы. Предлагаю создать комиссию, подробно и объективно изучить вопрос с участием всех сторон.

В обсуждение включились и председатели областных отраслевых профсоюзов.

- Считаю, что для объективности надо рассматривать не среднюю заработную плату по области, а медиальную, которая покажет более реальные цифры, - предложил председатель обкома ГМПР Лотт Адамов.

Предложение по созданию комиссии поддержал председатель обкома профсоюза АПК Николай Чуприна:

- Заработная плата у работников АПК области – одна из высоких в России, но и у нас есть проблемы. Не во всех организациях имеются коллективные договоры, нарушаются права работников.

Председатели обкомов профсоюза работников образования Лидия Томилка, здравоохранения Людмила Веткова, заместитель председателя обкома профсоюза работников культуры Виталий Вдовенко высказались против повышения заработной платы у работников бюджетной сферы путем оптимизации - сокращение кадров.

Кроме того, Людмила Веткова озвучила проблему интенсивности труда работников здравоохранения:

- Из-за дефицита кадров, наши медицинские работники трудятся на полторы – две ставки, а расчет заработной платы идет не на штатную единицу, а на физическое лицо.

Профсоюз здравоохранения не раз предлагал изменить систему расчета.

Члены трехсторонней комиссии, приглашенные активно обсуждали главный вопрос повестки дня. Мнения разные, решение одно. Белгородцы, люди труда должны жить лучше. Для этого надо разрабатывать мероприятия по повышению доходов населения.

 

 



Правовая защита профсоюзов